Устройство и управление: тормоза

Тормоз – это устройство для замедления или остановки автомобиля.

По своему назначению и выполняемым функциям тормозные системы можно разделить на рабочую (приводится в действие педалью тормоза), стояночную (приводится в действие рычагом ручного тормоза) и вспомогательную (торможение двигателем, за счёт прекращения подачи топлива и включения понижающей передачи).

Рабочая система: При нажатой педали тормоза, сила давления передается на главный тормозной цилиндр, который оказывает давление на систему гидравлических тормозных трубок, ведущих к каждому колесу автомобиля. На колесе тормозная жидкость, надавливая на поршень, оказывает воздействие на тормозные колодки, охватывающие и сжимающие вращающийся барабан или диск. Таким образом, трение замедляет вращение колес, и, в свою очередь, всего автомобиля. Следует сказать, что стертая тормозная колодка обладает меньшим сопротивлением, чем новая и это снижает эффективность работы тормозов.

Стояночная система: Стояночный тормоз (ручной тормоз) работает независимо от рабочей тормозной системы и воздействует на задние колеса автомобиля. Он приводится в действие вручную путём поднятия рычага. В некоторых автомобилях функции стояночного тормоза выполняются дополнительной педалью стояночного тормоза, рычаг тормоза в таких авто отсутствует. Используется стояночный тормоз в следующих случаях:

  • для удержания автомобиля неподвижно на дороге,
  • для трогания на подъеме,
  • для разного рода поворотов и разворотов,
  • при выполнении контраварийных приёмов, например при борьбе со сносом,
  • в случае отказа рабочей тормозной системы.

Вспомогательная система – торможение двигателем рекомендуется использоваться в следующих случаях:

  • на скользкой дороге, что бы избежать передачу избыточного потенциала на колёса и потерю устойчивости автомобиля
  • при экстренном торможении при недостаточном расстоянии для остановки (автомобилям без АБС) или при отказе основной тормозной системы.
  • при длительных спусках по горным дорогам, дабы избежать перегрева тормозных механизмов.

Тормозные механизмы:

Наиболее широко распространены в настоящее время дисковые тормоза. Они часто используются на передних колесах. Тормозной механизм снабжен металлическим диском, который вращается вместе с колесом. В расторможенном состоянии между ними есть зазор, и колесо свободно вращается. При торможении диски сжимаются, трутся один о другой и развивают тормозное усилие.

На задние колёса как правило устанавливают тормоза барабанного типа. Они используют в работе узел в виде барабана, который вращается вместе с колесом. Находящиеся внутри барабана башмаки прижимаются к барабану при нажатии на педаль тормоза. Барабанный механизм при резком торможении выделяет тепло, поэтому эффективность торможения снижается.