Устройство и управление: тормоза
Тормоз – это устройство для замедления или остановки автомобиля.
По своему назначению и выполняемым функциям тормозные системы можно разделить на рабочую (приводится в действие педалью тормоза), стояночную (приводится в действие рычагом ручного тормоза) и вспомогательную (торможение двигателем, за счёт прекращения подачи топлива и включения понижающей передачи).
Рабочая система: При нажатой педали тормоза, сила давления передается на главный тормозной цилиндр, который оказывает давление на систему гидравлических тормозных трубок, ведущих к каждому колесу автомобиля. На колесе тормозная жидкость, надавливая на поршень, оказывает воздействие на тормозные колодки, охватывающие и сжимающие вращающийся барабан или диск. Таким образом, трение замедляет вращение колес, и, в свою очередь, всего автомобиля. Следует сказать, что стертая тормозная колодка обладает меньшим сопротивлением, чем новая и это снижает эффективность работы тормозов.
Стояночная система: Стояночный тормоз (ручной тормоз) работает независимо от рабочей тормозной системы и воздействует на задние колеса автомобиля. Он приводится в действие вручную путём поднятия рычага. В некоторых автомобилях функции стояночного тормоза выполняются дополнительной педалью стояночного тормоза, рычаг тормоза в таких авто отсутствует. Используется стояночный тормоз в следующих случаях:
- для удержания автомобиля неподвижно на дороге,
- для трогания на подъеме,
- для разного рода поворотов и разворотов,
- при выполнении контраварийных приёмов, например при борьбе со сносом,
- в случае отказа рабочей тормозной системы.
Вспомогательная система – торможение двигателем рекомендуется использоваться в следующих случаях:
- на скользкой дороге, что бы избежать передачу избыточного потенциала на колёса и потерю устойчивости автомобиля
- при экстренном торможении при недостаточном расстоянии для остановки (автомобилям без АБС) или при отказе основной тормозной системы.
- при длительных спусках по горным дорогам, дабы избежать перегрева тормозных механизмов.
Тормозные механизмы:
Наиболее широко распространены в настоящее время дисковые тормоза. Они часто используются на передних колесах. Тормозной механизм снабжен металлическим диском, который вращается вместе с колесом. В расторможенном состоянии между ними есть зазор, и колесо свободно вращается. При торможении диски сжимаются, трутся один о другой и развивают тормозное усилие.
На задние колёса как правило устанавливают тормоза барабанного типа. Они используют в работе узел в виде барабана, который вращается вместе с колесом. Находящиеся внутри барабана башмаки прижимаются к барабану при нажатии на педаль тормоза. Барабанный механизм при резком торможении выделяет тепло, поэтому эффективность торможения снижается.